Пословицы упоминает старинная мера длины

Разделы: Математика

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

Дидактическая: 

  • Расширение кругозора учащихся, пополнение знаний учащихся по теме «Меры длины»
  • Активизировать деятельность учащихся за счёт разнообразности видов деятельности.

Развивающая: 

  • Развивать и совершенствовать умение применять имеющиеся у учащихся знания в новой ситуации;
  • Способствовать развитию умения определять черты сходства и различия в изучаемых объектах;
  • Способствовать умению делать выводы и обобщения.

Воспитательная: 

  • Способствовать выработке у школьников желания и потребности изучаемых фактов;
  • Воспитывать самостоятельность и творчество, умение достигать поставленную цель, искать необходимый материал в литературе.
  • Воспитывать уважение к знаниям предков, беречь эти знания и применять.

Задачи урока

  • Познакомить со старинными мерами длины, научить ими пользоваться.
  • Научить решать задачи, в которых применяются старинные единицы измерения

Формы организации деятельности на уроке:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Мотивационная беседа;
  3. Актуализация знаний;
  4. Цель урока
  5. Теоретическая часть (выступления учащихся);
  6. ФМ
  7. Разминка (устно решить три задачи)
  8. Русские меры длины в пословицах и поговорках.
  9. Решение задач (в тетрадях, с проверкой)
  10. Закрепление изученного материала:
  11. Рефлексия.

Методы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • дополнительная литература по теме.
  • Презентация «Старинные русские меры длины» (приложение 2)

Раздаточный материал:

  • каточки с задачами
  • таблицы мер длины

Прогнозируемый результат: Формирование у учащихся целостной картины о старинных русских мерах длины, умения переводить старинные русские меры длины в современные.

Ход урока

1. Организационный этап.

(Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному процессу, проверка подготовленности классного помещения к занятию, организация внимания школьника.)

Учитель: Здравствуйте! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Сегодня у нас необычный урок. Мы сделаем экскурс в историю. А с какой целью, я думаю, вы сможете определить сами чуть позже.

2. Актуализация темы, постановка вопроса перед учащимися.

Ребята, я сейчас зачитаю вам отрывки из книги С.П.Кораблёва «Этнографический и географический очерк г. Каргополя», а вы, послушав, ответьте на вопрос. Что необычного (непривычного) вы услышите. (Отрывок) - непривычные нашему слуху слова «верста» и «сажень»

Что измеряют эти величины? (длину)

Какие ещё старинные русские меры длины вы знаете?

Какими мерами длины пользуемся сейчас? (метр и т.д.)

Вывод: Действительно, в старину система мер дли, была у всех народов своя. Существующая система мер была принята в 1963 году.

Тема нашего урока: Старинные русские меры длины (Слайд 1, приложение 2).

3. Цель урока:

Ребята, попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Мнение учащихся)

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь со старинной системой мер длины.

Научиться решать задачи, в которых применяются старинные единицы измерения.

В конце урока, я думаю, вы сможете перевести, прочитанные отрывки.

Запись темы урока в тетради: Старинные русские меры длины. (Слайд 2, приложение 2)

4. Теоретическая часть

Учитель: С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

(Таблички с терминами на доску.)

Выступления учащихся: Приложение 1.

САЖЕНЬ (слайд 3, приложение 2) - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины.

АРШИН (Слайд 4, приложение 2) - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.

ПЯДЬ (пядница) (слайд 3, приложение 2) - древняя русская мера длины.

ВЕРШОК (слайд 5, приложение 2) равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,44см. Наименование "Вершок" происходит от слова "верх". В литературе XVII в. встречаются и доли вершка - полвершки и четвертьвершки.

Учитель: Ребята, сейчас я вам покажу очень уникальную вещь. Это настоящий старинный аршин.

Он был изготовлен в 7432 году в переводе на наше время исчисления = это 1852 год

Посчитай те, сколько лет этому инструменту. (148 лет)

А книга, из которой я вам зачитывала отрывки, была составлена и издана в 1851 году. В одно и тоже время. Какой инструмент пришёл ему на смену. (Метр)

Знакомство с аршином и зарисовка в тетради (слайд 6, приложение 2)

ВЕРСТА (слайд 7, приложение 2) - старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще'').

Вывод: (записать в тетрадь) (слайд 8, приложение 2)

Верста = 500 саженей (1,067 км)

Сажень = 3 аршина = 7футов (2,1 м)

Аршин = 4 четверти = 16 вершков (71 см)

Локоть = 44 см

Четверть (пядь) = 4 вершка (18 см)

Вершок = 4 см

(слайд 9, приложение 2)

Указ 1835 г. определил соотношение русских мер с английскими:

Сажень = 7 футам

Аршин = 28 дюймам

Упраздняется ряд единиц измерения (подразделения версты), и входят в употребление новые меры длины: дюйм, линия, точка, заимствованные из английских мер.

Фут = 12 дюймов (30см)

Дюйм = 25 мм

6. Физкультминутка: (слайд 10, приложение 2)

Для улучшения головного кровообращения (наклоны головы)

Для снятия усталости с глаз (крепко зажмурить глаза, считать до 3, затем посмотреть вдаль.)

7. Разминка

Задача №1 (слайд 11, приложение 2)

Алиса встала и подошла к столу, чтобы выяснить, какого она теперь роста. Судя по всему в ней было не больше 2 футов и она продолжала стремительно уменьшаться. Какого роста была Алиса?

Задача № 2 (слайд 12, приложение 2)

«Отдал царевич приказание и вскоре явились во дворец 12 добрых молодцев, его верных слуг, все на одно лицо, голос в голос, волос в волос и ростом с сажень.»

Какого роста были добры молодцы?

Задача №3 (слайд 13, приложение 2)

Братья сеяли пшеницу, да возили в град-столицу; знать, столица та была вёрст 15 от села.

На каком расстоянии была столица от села? (Ответ округлите до целых)

8. Русские меры длины в пословицах и поговорках. (слайд 14 и 15, приложение 2)

Учитель: В русском языке много пословиц и поговорок со старинными мерами длины.

Существовал ли когда-нибудь человек "семи пядей во лбу"?

1 пядь = 18 см, 7 пядей = 18 7 = 126 см. Ответ отрицательный.

Каков рост, человека, которого прозвали "коломенской верстой"?

1 верста = 500 саженям = 1,08 км, 2,16 500 = 1080м.

Во время царствования Алексея Михайловича Романова вдоль дороги от Москвы до Коломенского были расставлены на расстоянии 700 саженей друг от друга верстовые столбы, высотой около 4м, с орлами. Впечатление людей было настолько велико, что осталось в народной речи (высота столба 2 сажени = 22,16 = 4,32 м).

Определите "рост" человека, о котором говорят "от горшка два вершка, а уже указчик" (высоту горшка считать 25 см.).

1 вершок = 4,5 см, 2 вершка = 4,52 = 9 см, 25+9 = 34 см.

Так говорили о человеке, который, не имел жизненного опыта, самонадеянно о чем-то судившем, поучавшем кого-то.

Куда это, "за семь верст киселя хлебать?"

1 верста = 1,08 км, 7 верст = 1,087= 7,56 км.

Как глубоко видит тот, о ком говорят: "на три аршина в землю видит?".

1 аршин = 71 см, 3 аршина = 713 = 213 см (1 сажень) = 2 м.

Так говорится о прозорливом, внимательном человеке, от которого ничего невозможно утаить.

9.Решение задач (в тетрадях, с проверкой) (слайд 16, приложение 2)

Двое вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов, отстоящих друг от друга на 75 верст. Один проходит в час 4 версты, другой - 3 1/2.Через, сколько часов они встретятся?

Решение: 75:(4+3 1/2)= 10(ч)

2 сажени 2 аршина 2 вершка - сколько вершков? сколько см.?

2 сажени 2 аршина = 8 аршинов, 8 аршинов 2 вершка = 816+2 = 130 вершков, 1304,4 =572 (см).

1. "Собака и заяц". (Слайд 17, приложение 2)

Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца?

Решение:

1) 500:2=250 (саж.) - пробегает за одну минуту заяц, старинная

2) 1300:5=260 (саж.) - пробегает за одну минуту собака,

3) 260 - 250= 10 (саж.) - за одну минуту сокращается расстояние между зайцем и собакой,

4) 150:10= 15 (мин.).

5) Ответ: собака догонит зайца за 15 минут.

2. Велосипедисты и муха. (слайд 18, приложение 2)

Два города А и В находятся на расстоянии 300 верст друг от друга. Точно в один день, час, минуту, секунду из этих городов выезжают друг другу навстречу два велосипедиста и мчатся, не останавливаясь, со скоростью 50 верст в час. Но вместе с первым велосипедистом из города А вылетает и муха, пролетающая в час 100 верст. Муха обгоняет велосипедиста и летит навстречу другому велосипедисту, выехавшему из города В. Встретив этого, она тот час поворачивает назад к велосипедисту А. Повстречав его, опять летит обратно навстречу велосипедисту В и так повторяет свое летание взад и вперед до той поры, пока велосипедисты не встретились. Тогда она успокоилась и села одному велосипедисту на шапку. Сколько верст пролетела муха "пока успокоилась и села?"

Решение: (слайд 19, приложение 2)Сюжет задачи занимателен, достаточно длинное условие, но суть задачи в том, что муха находилась в полете столько времени, сколько ехали до встречи велосипедисты:

1) 502=100 (верст в час) — скорость сближения,

2) 300:100=3 (часа) — время до встречи,

3) 1003=300 (верст) — пролетела муха. Ответ: 300 верст пролетела муха.

10. Закрепление изученного материала:
Игра: « Добавь нужное» На доске прикреплены карточки с названиями старинных русских мер длин, нужно рядом прикрепить им соответствующий современный размер.

  • Верста -1066,8км
  • Сажень -2.1 м
  • Аршин -71,1см
  • Пядь – 17.78см
  • Локоть – 44см
  • Вершок – 4,4 см

Домашнее задание: (слайд 20, приложение 2)

Найдите в литературе пословицы, поговорки, крылатые выражения, высказывания из сказок, где упоминаются старинные русские меры. Задачи.

11. Рефлексия.

  • Ребята, вам понравился наш урок?
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что было интересного на уроке?


Закрыть ... [X]

В каких пословицах (поговорках) упоминаются старинные меры длины? Мост из коронок на передние зубы

Пословицы упоминает старинная мера длины Пословицы упоминает старинная мера длины Пословицы упоминает старинная мера длины Пословицы упоминает старинная мера длины Пословицы упоминает старинная мера длины Пословицы упоминает старинная мера длины Пословицы упоминает старинная мера длины