Отношение граждан к своей стране

Детский правовой сайт

1. Человек, его права и свободы как высшая ценность

Отличие конституционного строя демократического государства от тоталитарного заключается в принципиально иной роли человека. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации признаются высшей ценностью и целью общества и государства.
В настоящее время на конституционном уровне закреплено положение об ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В свою очередь, гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (статья 2 Конституции Республики Беларусь). Таким образом, существует взаимная ответственность государства и человека. Это может выражаться не только в закреплении прав и свобод человека и гражданина, но и в возложении на граждан определенных обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством.
Следует обратить внимание на то, что свой образ жизни определяет сам гражданин. Он решает, какую приобрести ему профессию, к чему стремиться, как строить свою личную жизнь и т.д. Государство обязано лишь создать условия для свободного и достойного развития личности, которыми вправе воспользоваться (но не обязательно) конкретный человек. Если он по объективным причинам (возраст, пол, индивидуальность и др.) не в состоянии наравне с другими лицами конкурировать на рынке труда, то государство путем предоставления дополнительных гарантий и преимуществ должно будет стремиться сгладить эти проблемы.
Необходим оптимальный баланс интересов человека и общества. В этих целях Конституция Республики Беларусь позволяет (статья 23) ограничивать права и свободы, когда это диктуется потребностями демократического государства.

2. Демократическое государство

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь - демократическое государство.
Демократическим считается такое государство, в котором обеспечиваются:
  • народовластие;
  • политический плюрализм (многообразие политических институтов, мнений и др.);
  • принцип разделения властей; местное самоуправление.

  • Статья 4 Конституции Республики Беларусь определяет, что идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. В этой связи абсолютно несостоятельными представляются попытки определенных политических партий навязывать свои политические идеи и взгляды гражданам страны.
    Политические партии и другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах (статья 5).
    Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно и других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, религиозной, национальной вражды.
    Партии и другие общественные объединения являются важнейшим элементом политической системы. Порядок их организации и деятельности определяется законодательством  — Законом от 5 октября 1994 года «О политических партиях»,  Законом от 4 октября 1994 года «Об общественных объединениях» и др.

3. Правовое государство

Одной из насущных проблем организации общества является установление такого соотношения интересов личности и государства, при котором, с одной стороны, обеспечиваются свобода и достоинство человека, его права, а с другой - устанавливаются пределы государственной власти. Именно в условиях правового государства можно решить эту двуединую задачу. При этом добавим, что в правовом государстве обеспечиваются свобода и достоинство человека как в отношениях его с государством, так и с другими людьми.
Термин «правовое государство» в Конституции Республики Беларусь упоминается лишь дважды: в преамбуле указывается на желание обеспечить незыблемые устои правового государства, а в статье1 прямо сказано, что Республика Беларусь - правовое государство. Однако мало только провозгласить то или иное государство правовым. Важно обеспечить «содержательную сторону» такого государства, для которого характерно наличие определенных элементов и их реализация (внедрение) на практике.
В юридической литературе называют различные признаки правового государства, но неизменно среди них присутствуют:
а) признание прав и свобод человека;
б) верховенство (господство) права;
в) разделение властей.
В правовом государстве права и свободы человека рассматриваются как высшая ценность. На их обеспечение направлено действие ряда статей Конституции Республики Беларусь (статьи 2, 59 и др.), в том числе и тех, которые посвящены конкретным правам и свободам.
Конституция Республики Беларусь соответствует требованиям обеспечения прав и свобод человека, отраженным в таких международных документах, как международный билль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека), Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, а также региональный документ - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Конституция Республики Беларусь содержит основные положения указанных документов, что обеспечивает надлежащее развитие текущего законодательства. Права и свободы человека являются ограничителями и противовесами государственной власти.
Но приоритет прав человека не исключает, а, наоборот, предполагает ответственность не только государства, но и человека за надлежащее использование им своих прав и свобод.
Опыт становления правового государства свидетельствует, что имеется много трудностей в деле обеспечения прав и свобод как на законодательном уровне, так и в процессе реализации принятых нормативных актов. Направить этот процесс в правовые рамки призваны, в частности, государственные органы – Президент Республики Беларусь как Глава государства, Конституционный суд как орган, надзирающий за соблюдением законов, декретов, указов.
Господство права означает также связанность государства и его органов правовыми нормами. Связанность государства правом означает предсказуемость его действий. Принятым нормам должны подчиняться все органы, в том числе и те,  которые их издали. Общим правилом должно быть соблюдение правовых правил, сформулированных в актах законодательства с учетом их иерархии.
Отличительным признаком правового государства является разделение властей. В статье 6 Конституции Республики Беларусь закреплено, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

4. Социальное государство

В литературе отмечаются следующие признаки социального государства:
   1. Оно ответственно за существование общества.
   2. В нем индивид несет ответственность перед иными лицами и перед обществом в целом.
   3. Это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.
Одной из основных характеристик социального государства является гарантированность каждому человеку достойного прожиточного минимума. В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть 2 статьи 21).
Достойное развитие личности возможно, безусловно, тогда, когда государство уделяет внимание таким важнейшим социально-экономическим правам, как право на труд, на образование, на охрану здоровья, на безопасный труд и др. На государстве лежит обязанность устранять, отношение граждан к своей стране насколько это возможно, причины плохого здоровья граждан. Для этого должна создаваться общедоступная и развитая система здравоохранения, предусматривающая оказание медицинской помощи всему населению, социальную защиту здоровья детей, матерей и лиц преклонного возраста, предотвращение загрязнения окружающей среды и т.д.
Для социального государства характерен баланс интересов человека, общества и государства, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и другими социальными регуляторами.

5. Светское государство

Светским можно считать такое государство, в котором никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и где обеспечивается свобода вероисповедания. Для светского государства характерно невмешательство государства в дела религиозных организаций,  а последних - в дела государства. Отношения между ними регулируются законом. В Конституции Республики Беларусь сейчас не используется выражение об отделении церкви от государства, как, впрочем, и не подчеркивается специально, что наше государство является светским.
Непосредственно религиозным организациям посвящены несколько статей Конституции Республики Беларусь. Так, в статье 4 указывается, что «идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан». В статье 16 говорится: «Религии и вероисповедание равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности».

6. Экономические основы конституционного строя

Экономические основы конституционного строя Республики Беларусь закреплены в статьях 1, 13 и 44 Конституции Республики Беларусь. В них, по существу, идет речь о социально ориентированной рыночной экономике. Производство и распределение товаров и благ в условиях такого хозяйствования осуществляются посредством рыночных отношений, создания равных условий для существования и развития всех форм собственности. При этом сохраняется активная организующая роль государства.
Действующая Конституция определяет формы собственности и политику государства в области отношений по поводу собственности. В статье 13 Конституции указывается, что собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.
Базовым правовым документом, определяющим основания возникновения и порядок осуществления права собственности, является Гражданский кодекс Республики Беларусь.
Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности.

7. Конституционные основы деятельности политических партий и общественных организаций

Согласно статье 5 Конституции Республики Беларусь политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.
Порядок организации и деятельности партий и других общественных объединений определяется законодательством - Законом от 5 октября 1994 года «О политических партиях», Законом от 4 октября 1994 года «Об общественных объединениях» в редакции Закона от 19 июля 2005 года и др.

8. Регулирование отношений между социальными, национальными и иными общностями

Согласно статье 14 Конституции Республики Беларусь государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе равенства перед законом, уважения их прав и интересов. По существу, речь идет о равноправии общностей, под которыми понимают совокупность людей, имеющих общие (социальные или природные) признаки, например: социальная группа, профессия, место проживания, религиозная принадлежность.
Ряд принятых нормативных актов направлен на поддержку и защиту отдельных категорий граждан со стороны государства. К таким актам можно отнести Законы: «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О правах ребенка», «О национальных меньшинствах» и другие.
Таким образом, Конституция Республики Беларусь является правовой основой белорусского государства. Она определяет, что Республика Беларусь - унитарное, демократическое, социально-правовое государство. Республика Беларусь обладает полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью и целью общества и государства. Конституция Республики Беларусь определяет основы государственного строя, деятельность политических партий и общественных организаций.

/ Е.И.Клеван (старший преподаватель кафедры идеологической работы и социальных дисциплин Военной академии Республики Беларусь)

Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.


Закрыть ... [X]

Конспект интегрированной непосредственно образовательной. - Маам. ру Поздравление чтобы глаз горел

Отношение граждан к своей стране Отношение граждан к своей стране Отношение граждан к своей стране Отношение граждан к своей стране Отношение граждан к своей стране Отношение граждан к своей стране Отношение граждан к своей стране Отношение граждан к своей стране