Обманка первой лямбда зонда своими руками

 

2010-05-31 | 781180 просмотров

Источник: PavlodarAuto.kz
С датчиком разбирался: Б. Миша
Фото и видео: Б. Миша

О перепечатке информации


Бытует мнение, что при нагрузке в обманка первой лямбда зонда своими руками двигатель подается обогащенная смесь - это не совсем так. При разных режимах, при разной нагрузке двигателя, наш бортовой контроллер все время пытался держать смесь на средних значениях, благодаря показаниям лямбда-зонда.

Заодно решили проверить еще и версию про обеднение смеси, когда машина, к примеру, спускается с горы. Версия полностью подтвердилась. Смесь действительно обеднялась, а может и вовсе отключалась подача топлива. На сигнальном проводе лямбда-зонда 0 Вольт. А это говорит о том, что количество кислорода в выхлопной трубе столько же, сколько и в воздухе, окружающим автомобиль.

После нашей первой публикации Сам себе диагност: Как проверить датчик массового расхода воздуха на почту и прочие средства обратной связи стали сыпаться вопросы о датчике лямбда-зонд. Два вопроса, которые задавали машиновладельцы, как проверить датчик (самому не имея сложных инструментов для диагностики) и какие формы сигнала он индуцирует.

С этими серьезными вопросами разбирался Б. Миша.

Анимация - принцип работы системы с лямбда-зондом
(положительный потенциал на сигнальном проводе датчика напрямую зависит от разности количества кислорода в выхлопной трубе и количестве кислорода, окружающего выхлопную систему)

 

Прежде чем начать рассказывать о датчике кислорода, стоит отметить, что статья не претендует на мануал по диагностике датчика лямбда-зонд, однако направлена на то, чтобы понять принципы работы этого устройства и сформировать достаточное представление о форме сигнала кислородного датчика.

Датчик лямбда-зонд часто называют кислородным датчиком по той простой причине, что выходной сигнал датчика зависит от содержания кислорода в выхлопных газах автомобиля. Именно содержание кислорода, а не что-то еще. По содержанию кислорода в выхлопе можно судить о долях топлива и воздуха в смеси, которая подается в цилиндры. Для справки, известно, что воздушно-топливная смесь полностью сгорает, только при условии, если в смеси будет содержаться 14,7 частей воздуха и 1 часть топлива соответственно. Если же топлива будет больше, то часть углеводородов полностью так и не окислиться (горение - это и есть окисление. А для окисления нужен кислород. В богатой смеси, для полного окисления, кислорода не хватает), либо окислиться в катализаторе - такая смесь считается богатой (первые признаки - черные закопченные свечи). Если же смесь бедная, то в выхлопных газах обязательно будет присутствовать избыточное количество кислорода, который, кстати, так и не вступил в реакцию окисления топлива. Именно для такого точного расчета состава топливно-воздушной смеси и нужен лямбда-зонд в автомобиле.

Кислородные датчики я разделил на 2 типа - широкополосный лямбда зонд и обычные 2х уровневые датчики с 1, 2х, 3х и 4х жильными электрическими разъемами. Широкополосные кислородники в этой статье рассмотрены не будут. Если у 2х уровневого типа лямбда-зондов на выходе индуцируется сигнал относительно простой формы и уровень этого сигнала дает представление о содержании кислорода в выхлопных газах, то широкополосный лямбда-зонд, плюс ко всему, дает еще и информацию о численном значении смеси и требует от диагноста не только большего познания, но и специального оборудования.

Второй тип датчиков можно встретить на большинстве павлодарских машин. Однако за широкополосниками будущее, и они постепенно вытеснят примитивные 2х уровневые лямбда-зонды вовсе. (Скажу больше, не в обиду нашим автовладельцам, уже давно вытеснили. Только у нас такие машины недавно стали появляться и основная масса автопарка все же машины со старыми евро нормами по выбросам и токсичности).

Исправный и прогретый датчик лямбда-зонд

 

В свою очередь примитивные 2х уровневые датчики кислорода я разделил на 2 вида - датчики на основе оксида циркония и оксида титана. Я не случайно сделал такое деление по типам и видам. Дело в том, что у каждого типа и вида лямбда-зонда своя форма выходного сигнала. Например, лямбда-зонд на основе оксида циркония индуцирует на своем сигнальном проводе положительный своими потенциал разностью с массой автомобиля от 0,1 до 1 Вольт, а датчики на основе оксида титана уже дают разность потенциалов от 0,1 до 5 Вольт.

В идеале, для точной проверки формы сигнала с датчика, к примеру, из оксида циркония, нужен осциллограф. Сигнал с лямбда-зонда будет представлять собой волнообразную кривую, которая изменяется по времени от 0 до 1В, а если же датчик из оксида титана, то изменения будут уже от 0 до 5 вольт, но все той же волнообразной формы. На исправной лямбде сигнал будет меняться довольно часто. Если измерять напряжение вольтметром, то примерно 2-3 раза в секунду (не забывайте о том, что приборы по чувствительности разные). Однако, это можно узреть только на полностью прогретом датчике. Сигнал, на холодном датчике, меняет свою форму очень "неохотно" и больше похож на прямую, которая время от времени изменяется на небольшую величину и по мере прогрева сменяется все чаще и чаще.

Не прогретый лямбда-зонд

 

В результате проверки нашего датчика лямбда-зонда осциллографом и вольтметром мы опровергли несколько гаражных баек, которые можно услышать в реальности или прочитать на форумах в интернете.

Первая байка - это обогащение смеси при нагрузке на двигатель, например, когда автомобиль двигается в гору. Это действительно просто байка. Благодаря лямбда-зонду смесь корректируется постоянно и программа контроллера все время пытается держать ее на среднем значении 14 к 1. По другому и быть не может, иначе зачем выбрасывать в атмосферу несгоревшие углеводороды?

Вторая байка - это показание в 1 Вольт на непрогретой лямбде и якобы замкнутости ее внутренней цепи. Это действительно вымысел и как утверждают специалисты и подтвердили мы (просто любители поковыряться) на непрогретом лямбда-зонде сигнал сменяется очень медленно и зависит больше от обогащения смеси (видимо по показаниям датчика температуры охлаждающей жидкости).

Однако третья байка про обеднение смеси, когда автомобиль движется вниз с горы, оказалась и вовсе не байка. Если верить показаниям вольтметра, то можно смело заявлять, что это действительно так - вольтметр показал 0, а это свидетельствует о том, что количество кислорода в выхлопной системе автомобиле равно количеству кислорода окружающего эту же систему выхлопа.

Вам это о чем-либо говорит? Удачи на дорогах ;)

 

Видео: Автомобиль в движении
(понаблюдайте за показаниями вольтметра - показания около нуля, когда водитель сбрасывает газ и машина идет накатом)

 

Видео: Двигатель не прогрет
(На улице +23 градуса. Показания начинают сменяться через некоторое время, когда датчик начинает нагреваться)

Источник: PavlodarAuto.kz
Тест проводил: Б.Миша
Фото и видео: Б.Миша

 

Нравится

 

Использование материалов возможно только с письменного разрешения автора!

Комментарии:

 

 

 

 

         
     
    

 


Закрыть ... [X]

Сам себе диагност: Как проверить Лямбда-зонд Управление телом мыслью

Обманка первой лямбда зонда своими руками Обманка первой лямбда зонда своими руками Обманка первой лямбда зонда своими руками Обманка первой лямбда зонда своими руками Обманка первой лямбда зонда своими руками Обманка первой лямбда зонда своими руками Обманка первой лямбда зонда своими руками