Как сделана домбра

Здесь вы узнаете про Как сделать домбру своими сделана руками. Читайте также статьи по теме:

Содержание


Изготовление домбры в Казахстане. — YouTube

Домбра (каз. домбыра) — казахский народный двухструнный Как построить дом за 100 тысяч рублей своими руками (часть 1) How to

Курай и домбра своими руками — Эксперт

Взяв в руки домбру, Илгам объясняет: — Естественно, инструменты, хоть и народные, уже не такие, как были в старину. Домбра

Меню

Топ новостей

Профилактика суицида Моя школа

25 школа, г. Семей (Семипалатинск)..бедное человеческое сердце радуется, утешается; нет в

Петропавловских школьников обучают изготавливать домбру

Домбра — самый любимый и самый распространенный инструмент в музыкальном быту казахов. Казахская домбра — это щипковый двухструнный инструмент, изготовленный из цельного дерева. Применяется и как аккомпонирующий, и как сольный, и как основной инструмент в казахской народной музыке. Домбра не утратила своей актуальности и по сегодняшний день. Многие современные музыканты включают в свои композиции звучание домбры.

Конструкция казахской домбры немного отличалась в зависимости от региона. Так на западе, в Прикаспийских степях домбра имела округлую каплевидную форму с тонкой длинной шейкой. Лады-перевяз перне, как и струны, изготавливались из бараньих или козлиных кишок. В центальных и восточных регионах Казахстана домбры делались с плоской нижней декой и короткой, толстой шейкой. Чаще вего домбра изготавливалась из цельных кусков дерева. ели, клена, чинара, но встречаются и клееные экземпляры домбры. На восточно-казахстанских домбрах навязывались 7-9 ладов, что обеспечивало игру аккомпанемента или исполнение песенных мелодий.


Составные же части казахской домбры одинаковые во всех регионах Казахстана. Это шанак — корпус домбры, выполняющий роль усилителя звука. Какпак — дека домбры. Воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента — тембр. Пружина-это балка на деке с внутренней стороны. В казахской домбре пружины раньше не было. В настоящее время для улучшения звука пружина длиной от 250-300 мм крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.

Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.

Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Струна — источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок. Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п. но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбыры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Существуют два основных приема игры на домбре — путем удара по струнам всеми пальцами рук и прищипыванием струн.

Композиторское, исполнительское искусство домбровых импровизаций в XIX веке достигло высокого художественного совершенства. Абыл, Курмангазы, Даулеткерей, Дина – на Западе, Таттимбет, Казангап – на Востоке, Кожеке – на Юге, и десятки других имен – яркие индивидуальности, со своей стилистикой, своими школами, традициями. Домбра была и верной спутницей профессиональных странствующих певцов. Образы Биржан-Сала, Ахана-Сере, Мухита, Джамбула, Амре и других прославленных акынов и певцов неизменно связаны с аккомпанирующей домброй.

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом. Что же касается истории появления такого инструмента, как домбра, то существуют свидетельства, что прототип современной казахской домбры существовал более 4000 лет назад, о чем свидетельствуют наскальные рисунки найденные археологами высоко в горах Алматинской области на плато Майтобе в 1989 году. На рисунках этих изображены четыре пляшущих человечка с инструментом, напоминающим по форме домбру.

А во время раскопок древнего Хорезма найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой казахской музыки относятся кюи-легенды с названиями птиц и животных — «Акку»(«Лебедь»), «Каз»(Гусь»), «Нар»(«Верблюд»), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте — «Аксак кыз»(«Хромая девушка»), «Аксак кулан»(«Хромой кулан»), кюи-плачи об утонувших детях и детенышах зверей — «Жорга аю»(«Медведь-иноходец»), «Зарлау»(«Плач»), «Жетым кыз»(«Девочка-сирота») и др. Все они сохранили отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до сих пор несут в себе живую историю безмолвно ушедших тысячелетий.

Инструмент, напоминающий по форме домбру встречается и на памятниках сакского, гуннского происхождения, а также у многих древних племен, населявших евразийское пространство в разные периоды времени.

Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

С домброй, с историей ее происхождения и обретения домброй современного вида связано много красивых народных легенд.

Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.


Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.

Ещё одна легенда о происхождении домбры похожа на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот соорудил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и музыкой сообщил ему о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Домбра — это виртуозный филосовский инструмент казаха, в умелых руках домбра может передать всю гамму человеческих чувств и переживаний, в домбре воплощена символика учения Аль-раби о музыке, как о высшей абстракции, доступной человеческому пониманию. Послушать еще одно произведение, исполненное на домбре Вы можете здесь.

Помогите с кроссвордом по музык — Школьные Знания.com

Инструментальное произведение для домбры или кобыза? 14. Латыф как приклеить уши картонные обезьяны на ободок? от Nastya1122s. 2 ответа; 1 как сделать стенгазету дома мой дружный класс от саня8900. 2 ответа.

Помогите с кроссвордом по музык — Школьные Знания.com

Где можно купить люстру с доставкой в Санкт-Петербурге?

Забавная поделка из бумаги — YouTube

В стране деревьев / Пачатковая школа. Издательство / Журнал


— Горловое пение – это не только пение, но и игра на инструментах – его вторая часть. Во время исполнения поднимается давление, и чтобы делать перерывы и не оставлять паузы, певец аккомпанирует себе.

Исполнитель горлового пения Илгам Байбулдин открывает свой гитарный чехол – там лежат две домбры и один национальный башкирский инструмент – курай. Все они – в прямом смысле его рук дело: сделаны в домашней мастерской.

Взяв в руки домбру, Илгам объясняет: — Естественно, инструменты, хоть и народные, уже не такие, как были в старину. Домбра, например, была сделана из цельного куска дерева, а натянуты на ней были кишки. Сейчас на домбре делаются лады, похожие на гитарные, а струны – это леска: она ближе по звучанию, чем металл, к древнему звуку.

По словам Илгама, такие музыкальные инструменты на фабриках не производят – они делаются именно в таких домашних мастерских исполнителей, как у него. Две домбры и курай он как раз сегодня взял с собой на продажу.

В Восточном Казахстане мастер Амангельды Смагулов своими руками делает музыкальные инструменты. Звучание домбры, кобыза и шертера настолько безукоризненное, что заказы мастеру поступают даже из-за рубежа.

Крохотная мастерская Амангельды Смагулова забита разных размеров домбрами, шертерами и кобызами. Самое почетное место занимает первая форма для изготовления корпуса домбры. Она для него как амулет. Сделать хорошую домбру и добиться идеального звучания не каждому удается, говорит мастер. Лучше всего домбра получается из красного дерева. Из которого сделана известная скрипка Страдивари. Но это дерево в Казахстане не растет. Амангельды материал привозят по заказу из Вьетнама. Остальные инструменты он делает из клена и бука.

АМАНГЕЛЬДЫ СМАГУЛОВ, МАСТЕР:

— Я с детства увлекался игрой на домбре, в самостоятельный путь также отправился с любимым инструментом. Жолаушы ага увидел во мне талант и сказал, что мне надо научиться изготавливать домбру. Сейчас я горд тем, что умею изготавливать наш священный национальный инструмент. Занимаюсь этим делом уже 25 лет.

Амангельды делится секретами мастерства. Во-первых, это хорошо просушенное дерево. Во-вторых, сага не должна быть слишком равномерной. Посередине он ее делает чуть толще, чем по краям. Тогда и звук будет без изъяна. Инструменты, сделанные руками мастера, у музыкантов нарасхват.

ТУРСЫНГАЗЫ БАЯКОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МУЗЫКИ:

— Я много раз бывал в его мастерской. Домбру у него брали и наши ученики. Слышал, что он изготовил даже музыкальный инструмент такой известной личности как Жанибек Карменов. Это и говорит о его большом профессионализме.

Мастер говорит: умением изготавливать национальные музыкальные инструменты обязан своему учителю Жолаушы Турдугулову. Первый учитель Амангельды даже приобрел у него домбру. На инструментах, сделанных Смагуловым, играют такие казахстанские артисты, как Данеш Ракишев, Мырзахмет Мукаманов. Сейчас заказы поступают из Алматы, Кызылорды, Чимкента и даже из-за рубежа. Цены у мастера доступные, и за качество инструментов он отвечает. Звук каждой домбры он настраивает лично.

Профессиональные корреспонденты «Информбюро» делают все возможное и невозможное, чтобы в 19:30 на «31 канале» зрители увидели, как прожила этот день страна, что нового произошло в мире.

Похожие материалы


Закрыть ... [X]

Курай и домбра своими руками Как пошагово обновит по триколора

Как сделана домбра Как сделана домбра Как сделана домбра Как сделана домбра Как сделана домбра Как сделана домбра Как сделана домбра