Брачно-семейные отношения с участием иностранных граждан

Заключение

Завершая рассмотрение вопросов правового регулирования брака с участием иностранного элемента, хотелось бы отметить, что в качестве цели диссертационного исследования было выбрано осуществление комплексного анализа проблем семейно-правового, в том числе коллизионно-правового, регулирования правоотношений, возникающих вследствие заключения, расторжения и признания брака с участием иностранного элемента недействительным, а также в разработке предложений по применению и совершенствованию норм законодательства в этой области. Цель исследования достигалась путем решения поставленных задач, что привело к следующим выводам.

В работе отмечено, что легального определения брака не существует. В то же время в литературе имеются различные интерпретации понятия брака. Как явление социальное брак следует понимать как исторически обусловленный союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе. В религиозном смысле брак - это мистический союз, таинство или наиболее полное общение между мужчиной и женщиной. В экономическом определении основным критерием брака будет ведение общего хозяйства, а в этическом - союз, основанный на любви и уважении супругов. Итак, в каждой сфере брак понимается по-разному.

Отсутствие в российском семейном законодательстве определения брака является серьезным пробелом, что дает основания говорить о придании статуса брака однополым и полигамным союзам. Исследовав взгляды различных ученых-юристов на понятие брака в правовом (юридическом) смысле, автор приходит к выводу о необходимости закрепления в ст. 10 Семейного кодекса РФ следующего определения:

Брак - это зарегистрированный в установленном законом порядке, основанный на взаимном соглашении, добровольный, свободный, равноправный и моногамный союз мужчины и женщины, заключаемый с целью создания семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности».

К вопросу о правовой природе брака в юридической науке также нет единого подхода. Итак, брак в основном понимается как гражданско-правовой договор и как институт особого рода. Некоторые ученые выделяют у еще третью теорию брака, где брак понимается как таинство.

Исследовав теории брака, автор приходит к выводу о том, что по своей правовой природе брак не является договором. Государственная регистрация брака является административным актом, а возникающее брачное правоотношение - институтом особого рода, в котором присутствуют элементы многих гражданско-правовых институтов.

В работе рассмотрены тенденции развития брачно-семейного законодательства в динамике, условно выделены четыре исторических этапа: брачно-семейное законодательство Древней Руси; реформы Петра I; законодательство дореволюционной России; регулирование брачно-семейных отношений в советский период.

Первая брачная форма появилась в эпоху дикости и представляла собой групповой брак. Однако половая общность на ранней стадии первобытности постепенно отмирает. Летописи Древней Руси констатируют, что у народности, которая именовалась полянами и проживала на территории Центральной России, к периоду принятия христианства уже сложилась моногамная семья. У некоторых же других славянских племен, проживающих в пограничных с полянами районах, например родимичей, вятичей, кривичей и других, еще сохранялись полигамные семейные отношения, которые регулировались в этот период обычным правом.

С принятием христианства на Руси происходит постепенное внедрение византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических принципах и представлениях о браке. Церковное венчание как форма заключения брака было введено в XI веке. Церковь боролась с языческими обрядами и пыталась в конце концов успешно повсеместно ввести канонические формы брачно-семейных отношений.

Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии брачно-семейного права в России. В 1721 году православные христиане впервые получили в России возможность вступать в брак с христианами других конфессий. Однако по закону того времени они не могли вступать в брак с православными, не приняв предварительно православную веру. Как правило, христианские браки разрешались независимо от национальной принадлежности лица.

В конце XIX - начале XX века действовал Свод законов Российской империи. Брачный союз допускался только с лицами православного вероисповедания, в том числе допускается брак иностранца православного исповедания с российской подданной.

Другой формы заключения брака, кроме церковной, российское законодательство того времени по-прежнему не знало. Это правило распространялось на российских подданных даже тогда, когда они заключали брак в другом государстве, где признавался гражданский брак. Но российская подданная, вышедшая замуж за иностранца, «в отечестве которого имеет силу гражданский брак, и не обвенчанная», считалась в законном браке и с точки зрения российских законов. При этом вступление в брак с иностранцем влекло за собой потерю российского подданства.

Коренные изменения, происшедшие и России после Октябрьской революции 1917 года, повлекли за собой принятие законов и постановлений в политической, экономической, идеологической сферах. Так, был отменен церковный порядок расторжения брака и объявлено, что Российская республика впредь признает лишь гражданские браки.

В 1948 г. были запрещены браки с иностранцами. Браки с иностранными гражданами рассматривались как антипатриотичные. Правда, у людей, намеренных вступить в брак с иностранцами, и после запрета оставалась возможность: один из брачующихся мог сменить свое гражданство. Однако попытка отказаться от советского гражданства для советской женщины могла окончиться плохо: ее могли заподозрить и обвинить в измене Родине со всеми вытекающими отсюда репрессивными последствиями.

В работе определяется, что использование понятия «иностранный элемент» в российском законодательстве представляется оправданным, поскольку понятие «отношения с участием иностранных граждан» не охватывает всего состава отношения, осложненного иностранным элементом, в частности случаев локализации юридических фактов в иностранном государстве.

Автор приходит к выводу, что наименование раздела VII Семейного кодекса РФ «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства» не соответствует его содержанию: он регулирует не только семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, но и семейные отношения с участием только российских граждан, когда такие отношения имеют место на территории иностранного государства. Например, в п. 1 ст. 158 СК определяются условия признания браков между российскими гражданами, заключенных на территории иностранных государств.

Автор выделяет два проявления иностранного элемента применительно к брачным правоотношениям:

- субъект брачного правоотношения - иностранный гражданин;

- юридический факт, вследствие которого возникает, изменяется или прекращается правоотношение (например, заключение либо расторжение брака), имеет место за границей.

Поэтому в работе предлагается изменить название раздела VII Семейного кодекса РФ «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства», озаглавив его «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранного элемента».

Выявлено, что существенная особенность регулирования семейно-правовых отношений с участием иностранного элемента состоит в том, что в ряде случаев нормы международного частного права не содержат прямого предписания, как нужно решить тот или иной вопрос. Возникает проблема выбора права, подлежащего применению к тому или иному правоотношению, т.е. коллизионная проблема. Для ее устранения существуют коллизионные нормы. Коллизионные нормы, не регулируя брачное правоотношение с иностранным элементом по существу, призваны определить применимое право.

В нормах раздела VII СК РФ содержатся коллизионные нормы, решающие вопрос о том, право какого государства подлежит применению к тем или иным семейным отношениям, связанным как с российской, так и с иностранной правовой системой (коллизионные нормы).

Кроме того, коллизионные нормы содержатся в международных конвенциях, участницей которых является Российская Федерация. Россия пока не присоединилась к большинству международных конвенций в области, семейного права. Однако надо заметить, что опыт применения таких конвенций представляет для Российской Федерации несомненный интерес. Так, Российская Федерация не участвует в Гаагских конвенциях о признании разводов и судебном разлучении супругов 1970 г., о заключении и признании действительности браков 1978 г., не ратифицировала Кодекс международного частного права (Кодекс Бустаманте) 1928 г. Присоединение Российской Федерации к указанным международным актам представляется совершенно необходимым.

На уровне государств-членов СНГ коллизионные нормы в области брачных правоотношений содержатся в Минской конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Кроме международных конвенций, брачные правоотношения с участием иностранного элемента регулируют также двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные Российской Федерацией с рядом государств.

В работе отмечается, что коллизионные нормы, содержащиеся в Семейном кодексе РФ, Минской конвенции и двусторонних договорах, часто разнятся между собой. В связи с этим возникает вопрос о соотношении содержащихся в них коллизионных норм. Автор приходит к выводу, что в случае расхождения между коллизионными нормами, являющимися частью внутреннего российского семейного законодательства и нормами международной конвенции или договора, применяются нормы конвенции или договора. Это вытекает из общего правила, закрепленного в ст. 6 СК РФ, о том, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.

В работе отмечается, что с помощью коллизионных норм Семейного кодекса РФ и международных договоров устанавливается порядок определения права государства, подлежащего применению к возникающим в связи с заключением брака на территории Российской Федерации семейным отношениям с участием иностранных граждан или лиц без гражданства.

Союз мужчины и женщины может быть признан браком только при его соответствии следующим требованиям: если обеспечены форма и порядок его заключения, т.е. процедура его оформления; если соблюдены условия его заключения, т.е. имеются обстоятельства, необходимые для его заключения (условия для вступления в брак), и отсутствуют обстоятельства, при наличии которых его заключение не допускается (препятствия к вступлению в брак).

Соответственно, проблемой при заключении на территории Российской Федерации брака между иностранным гражданином (гражданкой) или лицом без гражданства и гражданкой (гражданином) Российской Федерации либо между иностранными гражданами или лицами без гражданства становится выбор закона, определяющего указанные требования, при которых брак может быть заключен и признан действительным, поскольку в разных государствах содержание таких требований существенно отличается.

Согласно же п. 2 ст. 156 СК РФ условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака. Это есть принцип применения права страны гражданства.

Однако обязательным условием заключения брака является соблюдение требований о препятствиях к вступлению в брак, содержащихся в ст. 14 СК РФ: если условия, установленные законодательством государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак на территории Российской Федерации, менее строги, к примеру, допускают полигамию (многоженство), т.е. вступление в брак лицом, которое уже состоит в другом браке, то применение законодательства Российской Федерации в любом случае обязательно, и гражданину данного государства, уже состоящему в браке, на основании ст. 14 СК РФ будет отказано в регистрации брака в Российской Федерации.

Автор подчеркивает, что если при заключении брака не будет учтено законодательство страны гражданства лица, вступающего в брак, такой брак не будет признан в другой стране, станет «хромающим» браком.

Во втором параграфе анализируется порядок заключения брака с участием иностранного элемента.

При заключении браков на территории Российской Федерации независимо от гражданства будущих супругов форма и порядок заключения брака определяется российским законодательством (п. 1 ст. 156 СК РФ). Это значит, что при заключении любыми лицами (независимо от наличия или отсутствия у них гражданства какого-либо государства) брака на территории Российской Федерации такой брак должен заключаться в органах записи актов гражданского состояния.

Действующий в Российской Федерации порядок заключения брака не предусматривает помолвки (обручения), предварительного извещения о предстоящем заключении брака в органах печати как обязательные, имеющие определенное правовое значение стадии заключения брака.

К примеру, в некоторых государствах помолвка (обручение) имеет юридическое значение, и ее суть состоит в «предварительном соглашении» о вступлении в брак (в виде обещания оформить его в будущем) в форме официального документа или извещения о намерении вступить в брак. При этом в случае отказа сочетаться браком после помолвки (обручения) возникает обязанность возместить расходы, связанные с подготовкой к бракосочетанию.

Российское законодательство допускает заключение на территории Российской Федерации так называемых «консульских» браков, т.е. браков, заключаемых, регистрируемых в дипломатических представительствах или консульских учреждениях одного государства на территории другого государства.

Ст. 157 СК РФ предусматривает два варианта заключения «консульских» браков:

- браки между гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами территории Российской Федерации, могут заключаться в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации;

- браки между иностранными гражданами могут заключаться на территории Российской Федерации в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств.

Однако в законе не конкретизируется, в соответствии с каким законодательством (законодательством Российской Федерации или законодательством государства места пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения) должны определяться форма, порядок и условия заключения таких браков.

Ответ на данный вопрос автор находит в абз. 9 п. 8 Положения о консульском учреждении Российской Федерации, где подчеркивается, что консульское учреждение Российской Федерации осуществляет государственную регистрацию актов гражданского состояния с соблюдением законодательства государства пребывания. При этом согласно п. 2 данного Положения консульское учреждение Российской Федерации осуществляет свою деятельность с учетом законодательства государства пребывания и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поэтому государственная регистрация браков между российскими гражданами, проживающими за пределами территории Российской Федерации, может быть произведена с соблюдением формы, порядка и условий заключения брака, установленных законодательством Российской Федерации, в дипломатическом представительстве или в консульском учреждении Российской Федерации в конкретном иностранном государстве, если законодательство данного государства допускает заключение подобных браков, в том числе несмотря на то, что в этом государстве установлены иная форма и порядок заключения браков, и не распространяет на такие браки установленные в этом государстве более строгие по сравнению с законодательством Российской Федерации требования об условиях заключения браков.

В работе выделены три условия действительности «консульского» брака, заключенного между иностранными гражданами на территории Российской Федерации. Первое условие - брак заключен между иностранными гражданами. Второе условие - наличие взаимности, т.е. если в соответствующем иностранном государстве допускается регистрация брака в российском посольстве или консульстве. Третье условие - если оба лица, вступающие в брак, являются гражданами страны, назначившей дипломатического или консульского представителя. Это условие исключает возможность признания действительными на территории Российской Федерации смешанных «консульских» браков, т.е. браков, заключенных между лицами, не являющимися гражданами одного иностранного государства. П. 2 ст. 157 СК РФ непосредственно требует, чтобы оба будущих супруга имели гражданство одного иностранного государства, назначившего посла или консула в Российскую Федерацию.

В соответствии со ст. 158 СК РФ браки, заключенные за границей, признаются в Российской Федерации. Под признанием заключенного за границей брака действительным в Российской Федерации следует понимать, что он будет иметь такую же юридическую силу, как и брак, заключенный на территории Российской Федерации, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В случае признания юридической силы за браком, заключенным в компетентном органе иностранного государства, подлежит применению коллизионная привязка - закон места заключения брака (совершения акта) с субсидиарным применением норм российского законодательства в отношении препятствий.

Автором отмечается, что согласно действующему законодательству для признания действительности брака, заключенного за границей между российскими гражданами, не требуется выполнение предписаний российского закона о достижении брачного возраста (ст. 13 СК РФ), если были соблюдены условия о брачном возрасте законодательства государства места заключения брака, а также предписания о взаимном согласии мужчины и женщины на вступление в брак (ст. 12 СК РФ).

Исходя из этого, автором предлагается внести изменения в ст. 158 СК РФ, установив, что браки между гражданами Российской Федерации, заключенные за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации, если соблюдены условия ст.ст. 12, 13, 14 СК РФ. Данные изменения необходимо произвести в целях приведения нормы о признании действительными в Российской Федерации браков российских граждан, заключенных за пределами Российской Федерации, в соответствие с основами правопорядка Российской Федерации, составной частью которых являются требования ст.ст. 12 и 13 СК РФ о взаимном согласии мужчины и женщины на заключение брака и достижении ими брачного возраста.

Также в работе указывается, что браки, заключенные между иностранными гражданами за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого брак заключен, признаются действительными в Российской Федерации в силу прямого указания п. 2 ст. 158 СК РФ. Единственным условием является заключение такого брака с соблюдением требований законодательства иностранного государства - места его заключения. Поэтому, если законодательство какого-либо государства допускает возможность вступления в брак при наличии другого брака, нет оснований для признания в Российской Федерации недействительным брака двух иностранных граждан, один из которых уже состоит в браке.

В работе исследована правовая природа недействительности и прекращения брака, точки зрения различных ученых-правоведов относительно сходства и различия данных правовых категорий.

Недействительность и прекращение брака - важнейшие категории семейного права. И то, и другое означает, что брака более не существует, однако момент, с которого аннулируются брачные отношения, основания, порядок и последствия у той и другой категории не совпадают.

В действующем Семейном кодексе РФ не содержится определения недействительного брака. Исследовав точки зрения дореволюционных, советских и современных ученых-юристов о недействительности брака, автор делает вывод, что по своей правовой природе заключение недействительного брака является нарушением семейно-правовых норм (семейным правонарушением), а юридические последствия признания брака недействительным вполне соответствуют термину негативной санкции, которая применяется в судебном порядке.

Как и в случае с недействительным браком, действующее семейное законодательство России не дает определения прекращению брака. П. 1 ст. 16 СК РФ: ограничивается лишь тем, что называет основания прекращения брака, такие как смерть супруга, объявление в судебном порядке умершим одного из супругов и расторжение брака. Однако в работе отмечается, что не стоит сводить юридическую природу прекращения брака лишь к указанным в законе основаниям его прекращения. Итак, прекращение брака представляет собой аннулирование супружеского состояния лиц, находящихся в браке на будущее время.

Также автор приходит к выводу, что прекращение брака и расторжение брака соотносятся между собой как целое и часть. Брак может прекратиться по трем указанным в Семейном кодексе РФ основаниям, включая расторжение. В свою очередь расторгнутый брак считается прекращенным.

Констатируется, что в соответствии с п. 1 ст. 160 СК РФ порядок расторжения брака с участием иностранного элемента определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применяется коллизионная привязка - закон места расторжения брака.

Автор отмечает, что в ст. 28 Минской конвенции стран СНГ вопрос о выборе законодательства, регулирующего вопросы расторжения брака, решается иначе: по делам о расторжении брака применяется законодательство государства, гражданами которого являются супруги в момент подачи заявления. Закон места расторжения брака может использоваться лишь в случае, когда лица, расторгающие брак, обладают разным гражданством.

Автором выявлено, что в действующем гражданско-процессуальном законодательстве не решен вопрос о территориальной подсудности дел о расторжении брака гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами территории Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 160 СК РФ, проживающий за рубежом российский гражданин может расторгнуть свой брак с проживающим за пределами территории Российской Федерации супругом (независимо от его гражданства) в суде Российской Федерации. В таких случаях отсутствует место жительства в Российской Федерации и у истца, и у ответчика, поэтому невозможно применить правила о территориальной подсудности, предусмотренные ст.ст. 28-32 ГПК РФ. Поэтому автором предлагается включить в ГПК РФ норму, устанавливающую территориальную подсудность дел о расторжении брака гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами территории Российской Федерации, по месту последнего места жительства истца на территории Российской Федерации либо по выбору истца.

В работе вопросы признания расторжения брака за пределами России рассматриваются применительно к бракам:

- между гражданами Российской Федерации;

- между гражданином Российской Федерации и иностранным гражданином (лицом без гражданства);

- между иностранными гражданами (лицами без гражданства, а также между иностранными гражданами и лицами без гражданства).

В вопросах признания браков между гражданами Российской Федерации, а также браков между гражданами Российской Федерации с иностранцами Российская Федерация занимает единую позицию. Так, на основании п. 3 ст. 160 СК РФ можно расторгнуть брак между российскими гражданами и брак российского гражданина с иностранным гражданином или лицом без гражданства за рубежом в компетентных органах иностранных государств. Расторжение такого брака Российская Федерация признает действительным.

Таким образом, в Российской Федерации признаются такие иностранные решения, которые приняты с соблюдением законодательства государства места вынесения решения о подлежащем применению праве, то есть с соблюдением коллизионных норм семейного права данного государства.

Автор приходит к выводу, что коллизионная норма ст. 159 СК РФ, устанавливающая, что недействительность брака с участием иностранного элемента, заключенного на территории Российской Федерации или за ее пределами, определяется тем же законом, который применяется при заключении брака, должна рассматриваться во взаимосвязи с регулированием в Семейном кодексе РФ порядка и условий заключения брака. Так, если при заключении брака подлежало применению российское законодательство (к форме и порядку заключения брака, к условиям заключения брака российского гражданина, к препятствиям к заключению брака иностранного гражданина), то недействительность брака с позиции формы и порядка, а также условий заключения брака будет определяться по российскому законодательству.

Однако, как известно, при заключении брака на территории Российской Федерации могло быть применено и иностранное законодательство. Например, условия заключения брака определялись для супруга -иностранца по законодательству государства, гражданином которого он является. Тогда брак может быть признан недействительным в результате нарушения норм соответствующего иностранного законодательства об условиях вступления в брак.

Действующее законодательство не содержит указания на признание иностранных решений о недействительности брака, вынесенных в государствах, с которыми Российская Федерация не имеет международных договоров, предусматривающих признание таких решений. Это влечет возможность, признав заключенный за границей брак действительным, продолжать считать его таковым в случае вынесения на территории иностранного государства решения о признании его недействительным. В целях устранения правовой неопределенности в данном вопросе предлагается дополнить ст. 159 СК РФ частью 2 следующего содержания:

2. Решение суда иностранного государства о недействительности брака, совершенное с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации».



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Правовое регулирование семейных правоотношений с участием Конкурсы для разноцветный день

Брачно-семейные отношения с участием иностранных граждан Брачно-семейные отношения с участием иностранных граждан Брачно-семейные отношения с участием иностранных граждан Брачно-семейные отношения с участием иностранных граждан Брачно-семейные отношения с участием иностранных граждан Брачно-семейные отношения с участием иностранных граждан

Похожие новости